Если вы или ваша компания занимается международной торговлей, то через вас проходит договоры международной поставки или как их еще называют контракты. Данные документы зачастую содержат похожие аббревиатуры их трех латинских букв FOB, EXP, DAP, CIP и другие.
Данные обозначения — это международные правила торговли из перечня Incoterms. Давайте разберемся, что они обозначают и как в них не запутаться.
Содержание статьи
Что такое ИНКОТЕРМС?
Инкотермс (International Commercial Terms) – это термины международно торговли, определяющие риски, обязанности и расходы покупателя и продавца в процессе доставки товаров. Данные термины в 1936 году разработала Международная торговая палата (ICC) и с тех пор Incoterms регулярно обновляются, чтобы соответствовать современным условиям торговли. Последняя редакция была выпущена в 2020 году.
Зачем нужны правила Инкотермс?
Правила поставки Incoterms облегчают процесс заключения контрактов международных поставок. С их помощью покупатель и поставщик могут избежать необходимости детально указывать условия перевозки — достаточно выбрать соответствующий код из списка Incoterms. Это также удобно для третьих сторон, участвующих в доставке груза (логисты, стартовые агенты, сотрудники таможни).
Как кодируются правила поставки?
Правила Инкотермс содержат 4 группы, разграничивающие обязанности и риски поставщика товаров:
Группа E. Обязанностью поставщик является отгрузка товара, а покупатель берет на себя все остальные, связанные с доставкой, обязательства и риски.
Группа F. Продавец оформляет экспортные таможенные декларации и несет ответственность за погрузку товара на транспорт, предоставленный покупателем. Доставка и импортное таможенное оформление — ответственность покупателя.
Группа C. Продавец отвечает за организацию и доставку до передачи товара перевозчику, включая страхование груза в пользу покупателя. Однако риски при транспортировке лежат на покупателе.
Группа D. Продавец полностью отвечает за логистику товара — от своего склада до пункта выдачи, где покупатель заберет товар. Все риски и расходы по страхованию груза также лежат на продавце.
Инкотермс 2020
Какие бывают термины Incoterms?
Итак, мы дошли до основной части, теперь рассмотрим термины Инкотермс 2020.
Для перевозки грузов любым видом транспорта используют следующие:
EXW — Ex Works, «франко-завод».
Продавец отгружает груз со своего склада, завода.
Покупатель забирает груз, перевозит его, проходит иностранную и внутреннюю таможню, оформляет разрешительные документы и разгружает товар на месте.
FCA — Free Carrier, «франко-перевозчик»
Продавец осуществляет таможенное оформление груза, загружает его в транспорт покупателя или транспорт перевозчика, которого нанял покупатель.
Покупатель занимается доставкой груза в свою страну и оплачивает импортные пошлины.
CIP — Carriage and Insurance Paid to, «перевозка и страхование оплачены до»
Обязанности продавца — страхование груза, оформление экспортной таможни, погрузка и доставка товара покупателю.
Обязанности покупателя — разгрузка и таможенное оформление импорта.
CPT — Carriage Paid to, «перевозка оплачена до»
Продавец оформляет экспортные декларации, осуществляет погрузку и передачу груза перевозчику, несет ответственность за доставку товара.
Покупатель оплачивает внутренние таможенные процедуры и разгружает груз.
DAP — Delivered At Point, «поставка в пункте»
Продавец доставляет груз покупателю и оформляет экспортные декларации.
Покупатель оплачивает импортные таможенные пошлины и разгружает товар.
DPU — Delivered Named Place Unloaded, «поставка на место выгрузки»
Продавец оплачивает экспортные пошлины, доставляет товар в указанное место и разгружает его.
Покупатель оплачивает импортные таможенные пошлины.
DDP — Delivered Duty Paid, «поставка с уплатой пошлин»
Продавец несет ответственность за оплату экспортных пошлин и доставку товара в пункт назначения.
Покупатель несет расходы на таможенном терминале, декларирует товар, оплачивает импортные пошлины и организует разгрузку.
Базисы для перевозок по воде
FAS — Free alongside ship, «свободно вдоль борта»
Продавец оплачивает экспортные пошлины и доставляет товар к судну, зафрахтованному покупателем.
Покупатель заключает договор с морским перевозчиком, организует погрузку на судно, оплачивает транспортировку, импортные пошлины и разгрузку товара.
FOB — Free on board, «свободно на борту»
Продавец оплачивает экспортные пошлины, доставляет товар к судну и загружает его на борт.
Покупатель отвечает за морскую транспортировку, оплачивает таможенные процедуры и пошлины, а также организует разгрузку товара.
CFR — Cost & Freight, «стоимость и фрахт»
Продавец оплачивает экспортные пошлины, грузит товар на судно и организует доставку до порта назначения.
Покупатель организует разгрузку контейнеров, вывоз товара из порта и оплату импортных таможенных пошлин.
CIF — Cost Insurance and Freight, «страхование и фрахт»
Продавец страхует груз, оплачивает экспортные пошлины, грузит товар на судно и организует его доставку.
Покупатель оплачивает импортные пошлины и разгружает товар.
Как выбрать подходящий базис для международных сделок
Для импортеров
Выбор базиса зависит от того, покупаете ли вы товары за границей или продаете их иностранным покупателям. Новичкам в импортных операциях рекомендуем выбирать базисы из группы D, так как они минимизируют риски: большинство обязательств берет на себя поставщик. Если у вас уже есть опыт в международных поставках и вы знаете, как сократить расходы на доставку, можно рассмотреть другие базисы.
Для экспортеров
Для экспортеров базис EXW является самым безопасным: покупатель берет на себя все обязательства, а продавец только передает товар на своем складе или заводе. В России пройти таможенные процедуры при вывозе товаров могут только резиденты РФ или члены стран ЕАЭС. При экспорте товаров из России в другие страны продавцу стоит выбирать базис FCA и самостоятельно проходить таможенные формальности.
Расчет суммы растаможки
Экспортеры, выбравшие базис FCA, должны учитывать все таможенные процедуры и расходы. Этот базис требует от продавца не только подготовки товара, но и его доставки до места передачи покупателю, включая все необходимые документы для таможенного оформления.
Что важно помнить
- Инкотермс — это международные торговые правила, которые четко определяют обязанности поставщика и покупателя. Эти правила облегчают составление и понимание договоров поставки при экспортных и импортных операциях, предоставляя ясность для всех участников процесса: сторон сделки, перевозчиков, таможенных органов, страховщиков и бухгалтеров.
- Условия ответственности поставщика и покупателя закодированы в базисе, состоящем из трех латинских букв. Для покупателя наиболее выгодны условия из группы D, тогда как для поставщика предпочтительны условия из группы E.