Итоги работы железнодорожных перевозчиков и изменения в логистике
По результатам первого полугодия, восемь из десяти крупнейших железнодорожных операторов сократили объемы перевозок (источник — газета «Комерсантъ»). Доля ведущих игроков в перевозках за год снизилась с 58,7% до 56,4%, а в грузообороте — с 62,7% до 60,7%. Компании продолжают сокращать расходы, оптимизируя затраты на аренду подвижного состава и ремонтные работы.
При этом железнодорожные перевозки грузов из Китая в Россию сталкиваются с задержками — срок доставки может достигать месяца из-за нехватки платформ на фоне растущего грузопотока. На автомобильных пунктах пропуска задержки также присутствуют, но они короче — около 5–7 суток, тогда как раньше это занимало 12–24 часа. Стоимость железнодорожного фрахта растет, и автоперевозки становятся более привлекательной альтернативой, предлагая не только более короткие сроки доставки, но и часто более выгодные цены.
Электронные очереди на границе
Время ожидания в электронной очереди на пунктах пропуска, например в «Забайкальске», за последний месяц увеличилось до 11 дней. Это связано с желанием импортеров успеть ввезти как можно больше товаров до 1 октября, когда повысится утилизационный сбор. Также были введены дополнительные проверки на границе, как со стороны России, так и Китая. Проверки касаются того, действительно ли транспортное средство принадлежит зарегистрированному перевозчику. Помимо этого, часть грузов переориентировалась с железнодорожного на автомобильный транспорт из-за проблем с транзитом через Казахстан, который ввел ограничения на ввоз станков с ЧПУ.
Перераспределение грузовых потоков
Перераспределение потоков также объясняется требованиями китайских отправителей, которые теперь чаще требуют отправлять грузы в третьи страны, что невозможно реализовать через железнодорожные перевозки, поскольку в накладной сразу указывается российская станция назначения. В таких случаях используются морские, авиационные или автотранспортные пути с заменой документов в бондовых зонах.
Дополнительным фактором задержек является ситуация во Владивостоке, где не хватает фитинговых платформ и часть дорог была перекрыта в связи с проведением Восточного экономического форума.
Сегодня автогрузовой транспорт остается самым быстрым вариантом доставки из Китая — 25–30 дней против 60 дней морем и 45–55 дней железной дорогой. Однако пробки на границе могут нивелировать это преимущество. Примерно 70% всех грузов, проходящих через погранпереходы «Забайкальск» и «Благовещенск — Хэйхэ», составляют транспортные средства и спецтехника, включая легковые автомобили, автобусы и строительные машины.